Во-вторых, Таджикистан является членом многочисленных военно-политических организаций (в т.ч. АТЦ СНГ, ОДКБ, РАТС ШОС), имеющих общие рубежи. Следовательно, в этом формате, при непосредственном участии всех названных субъектов, в числе которых – Китай, готов отражать реальные и потенциальные угрозы, исходящие с сопредельных территорий. Что касается экономических таджикско-китайских отношений, не дающих покоя отдельным недоброжелателям, то это – обширная тема для отдельного разговора.
В нашем случае, перманентная активизация талибов и появление компонентов «Исламского государства» на внешних границах ШОС создают реальную угрозу всем её членам. Так, по данным военных ведомств, среди разномастных террористических группировок, воюющих в Афганистане, замечены граждане многих стран-участниц ШОС. Только выходцев из Центральной Азии в рядах «ИГ» воюют порядка 5 тысяч. «Их продолжающаяся вербовка на территории многих наших с Вами государств является неоспоримым фактом, чему мы, всем миром, должны противостоять», – отметил Президент РТ Э.Рахмон.
Таджикистан, учитывая нарастающую угрозу в непосредственной близости, на протяжении всей многокилометровой (более 1400 км) границы с Афганистаном, усугублённую сложным горным ландшафтом, принимает все возможные превентивные и контрмеры по защите непосредственно своих рубежей, следовательно, и общих границ стран ШОС. В этом ему активно помогает китайская сторона консультациями, строительством объектов военного и военно-хозяйственного назначения. Руководство Главного управления пограничных войск ГКНБ РТ, командиры пограничных отрядов принимают действенные меры по усиленному укреплению охраны таджикско-афганской госграницы. Перед ними поставлены конкретные задания по укреплению охраны таджикско-афганской линии госграницы, которые они с честью выполняют.
К ситуации подключились стратегические партнёры по РАТС ШОС, АТЦ СНГ и ОДКБ, которые также принимают меры по укреплению границы с Афганистаном с целью того, чтобы страны Центральной Азии не были застигнуты врасплох с учётом складывающейся ситуации в Афганистане. Стратегические партнёры, в числе которых КНР, оказывают РТ помощь в двух направлениях: техническом оснащении в укреплении охраны границы и разработке межгосударственной программы по инженерно-техническому оснащению границы с Афганистаном.
По мнению специалистов, при попытках боевиков «Талибан», «ИГ» или любой другой террористической организации вторгнуться на территорию Центральной Азии, сначала они рискуют столкнуться с силами объединённой коалиции среднеазиатских стран. Затем, в течение 3-х суток сюда подтянутся войска ОДКБ и государств-участников ШОС. Кроме того, напряжённая ситуация повышает меры ответственности 201-ой российской военной базы, дислоцированной непосредственно в Таджикистане.
Если идеология «Талибан» ограничивается шариатом в отдельно взятом Афганистане, то амбиции и планы боевиков «ИГ» простираются на более обширные территории. Согласно плану создания Всемирного халифата, все государства Центральной Азии после завоевания террористами должны войти в состав «ИГ». Следовательно, такая участь уготована как для всех среднеазиатских республик, так и для КНР, где террористическую угрозу представляют также сепаратисты из СУАР.
Однако, несмотря не предпринимаемые меры, в связи с крайне нестабильной ситуацией в приграничных с РТ провинциях Афганистана и скоплением большого числа боевиков непосредственно вблизи границы, считается целесообразным ускорить совместные решения по данному вопросу и активизировать реальную военную и техническую поддержку в данном направлении. В качестве противодействия угрозам «Талибан», «ИГ» и других террористических организаций наиболее эффективными видятся упреждающие и контрмеры коллективных сил безопасности, максимальная консолидация всех силовых структур центрально-азиатских республик и их стратегических партнёров в борьбе с общими угрозами.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/111153/32416/-
Шарҳ нест